Очень интересное строение находилось в Ногинске по адресу – улица Трудовая, дом 11. Теперь на его месте располагается большой торговый центр. Был этот дом двухэтажным – первый кирпичный этаж сдавался под жильё, а на втором, деревянном, проживала большая семья Хрисанфа Матвеевича Лебедева.

Родился Лебедев в Рязанской губернии, Необычное имя свое он получил в честь одного из православных святых – Хрисанфа.  Уже в зрелом возрасте вместе с первой женой и дочкой приехал на Глуховку и был оформлен красильщиком на отбельно-красильную фабрику Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежащей семейству Морозовых. Надо сказать – профессии красильщика и ткача в те времена были, выражаясь современным языком, самыми престижными и высокооплачиваемыми.

Через некоторое время Х. Лебедев становится самым известным красильщиком в Богородско-Глуховской мануфактуре. В 1895 году на Всероссийской Нижегородской ярмарке ткани, покрашенные им, признаются лучшими. Руководивший мануфактурой Арсений Морозов ценит мастера и заботится о его семье. Он выделяет красильщику ссуду на постройку собственного дома. К этому времени первая жена Лебедева умерла, он женился вторично, в семье родилось семеро детей. Летом вся большая семья Лебедевых постоянно проживала на даче, оставляя «для пригляда» в зимнем доме старушку-ключницу.

Слава о знаменитом мастере Богородско-Глуховской мануфактуры после Нижегородской ярмарки, разошлась по всей России. Купцы приезжали из других губерний и из Средней Азии покупать ткани Морозовской мануфактуры. Первым делом они шли в красильню и спрашивали Лебедева: «Хрисанф! Материал есть?».

Но в отношениях Морозова и Лебедева произошел какой-то разлад. Связан он был, по-видимому, с некой причудой красильщика, не собиравшегося выдавать секреты своего мастерства. Он всех выгонял из цеха, когда деревянной ложкой смешивал краску в больших чанах. Морозову не нравилось такое своеволие, и поэтому он нанял на работу другого мастера-красильщика, иностранца. Лебедев обиделся на хозяина и ушел с фабрики.

После ухода Лебедева с Богородско-Глуховской мануфактуры семья стала жить доходами от сдачи внаем жилья и продажи своих фруктов, овощей и масла. Все дела по дому делали жена и дети. Прислуги, кроме старушки-ключницы, в доме никогда не было. Вторая жена Лебедева была под стать мужу, не из робкого десятка. Она одна на лошади ездила в Москву за покупками, не боялась разбойничков.

С уходом Лебедева дела в Богородско-Глуховской мануфактуре пошли плохо. Иностранец не смог красить ткани так, как красил их Хрисанф. Качество покраски и материалов ухудшилось, доходы мануфактуры упали. Морозов несколько раз присылал гонцов к мастеру с просьбой вернуться, но Лебедев был непреклонен. И только когда Морозов сам приехал на поклон, Хрисанф вернулся на фабрику к своему любимому делу.

 

Ссылка на источник: www.innoginsk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *